Страница обновлена 18.07.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №30"

Страница обновлена 18.07.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №30"

Современные концепции начального

образования

В последние годы изменения в начальном образовании проявились в со­вершенствовании и обновлении содержания начального образования, а также в появлении альтернативных учебно-методических комплектов.

Целостные модели начального обучения, обеспеченные комплектами учебников по всем предметам с первого по четвертый класс, позволяют учителю выбрать траекторию учебно-воспитательного процесса, соответ­ствующую возможностям и потребностям учеников, педагога, традициям общеобразовательного учреждения. Каждый учебно-методический ком­плект (УМК) имеет концепцию. Содержание обучения учебных дисцип­лин, методический аппарат, средства ориентировки для учителя и учени­ков в пособиях выстраиваются в четком соответствии с концептуальными положениями и особенностями УМК.

В школе № 30 используются следующие учебно-методические комплекты (УМК):

1.   «Начальная школа XXI века» (научный руководитель – Н.Ф. Вино­градова).

2.     «Школа 2000…» – «Школа 2100» (научный руководитель -
Л.Г. Петерсон).

«Начальная школа XXI века»

                                                                                           (научный руководитель – Н.Ф. Виноградова)

Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Общая цель обучения – формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы – не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом – овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство дос­тижения этой цели.

Учебно-методический комплект функционирует в соответствии с Го­сударственным стандартом начального общего образования и предназна­чен для массовой школы. Исходя из этого авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителей (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. Комплект программ содержит специ­альный раздел «Учебная деятельность».

       Среди принципиальных особенностей УМК авторы-разработ­чики выделяют следующие.

•  Сопровождается педагогической диагностикой. Основными целями педагогической диагностики, в отличие от мониторинга и контрольной ра­боты, является, во-первых, получение объективных данных о продвижении ученика в формировании у него умений учебной деятельности; во-вторых, не количественная (ученик справился – ученик не справился с заданием), а качественная (почему не выполнил конкретное задание, каждая ошибка
имеет свою причину) оценка усвоения учащимися изученного материала, в том числе их умение применить освоенные способы действия в стандартных и нестандартных ситуациях.

•  В процессе обучения реализуется интегрированный подход. Ком­плект содержит интегрированные курсы: «Окружающий мир», «Литератур­ное чтение», «Русский язык» и «Математика». Дело в том, что, по мнению авторов УМК, начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. С этой точки зрения особенно важен адаптационный период, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошколь­ного детства к школьному этапу жизни. Интегрированные учебные дисцип­лины наряду с образовательными функциями как раз и обеспечивают реа­лизацию функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. Мето­дика обучения этим предметам строится на приоритетном использовании
наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учеб­ного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Учебная задача имеет приоритет перед задачей практической, традиционно используемой в начальной школе. В основе решения учебной задачи – обнаружение, выбор из имеющихся или реализация способа решения. Деятельность ученика направлена не на получение результата -ответа, а на процесс решения. Выполнение отдельно взятого задания от­крывает перед учеником перспективу понимания и установления способа
разрешения аналогичных или типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания в нестандартную ситуацию. Авторы используют возможности каждого предмета для развития умений учебной деятельности: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифи­цировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Так, если*
обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы:  «Зачем я учусь?», «Что я должен сделать, чтобы решить эту учебную задачу?»,«Каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю?», «Ка­ковы мои успехи и что у меня не получается?». С позиции содержания и структуры средств обучения – это новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.) и т.д.

•   В ходе обучения реализуется дифференцированный подход. Автор­ская позиция в создании новых подходов к дифференциации обучения
заключается в целенаправленной педагогической помощи и поддержке школьника в условиях гетерогенного разноуровневого класса. Учебники и тетради содержат разноуровневые задания. Для предупреждения и преодоления причин трудностей учеников в учении комплект имеет тетради для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что и позво­ляет учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на среднего ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успеш­ности обучения. В учебно-методическом комплекте представлена система работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изучения различных пред­метов. Таким образом, УМК «Начальная школа XXI века» реализует в об­разовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополни­тельное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому рабо­тать в соответствии со своими возможностями (рубрики учебников «Для
тех, кто хорошо читает», «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный
мир» и др.). В процессе обучения широко используются различные формы
организации учебного процесса (в первую очередь, групповая).

•  Отдельные учебные предметы в комплекте решают общиедидактические задачи.  Важнейшими дидактическими задачами
являются следующие:

¦ расширение круга представлений, общего кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития учебно-познавательной мотивации ученика;

* расширение и закрепление учебных действий ребенка, их от­дельных операций и последовательности;

* развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и само­оценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности;

*  выявление детей, у которых не сформированы те или иные уме­ния, навыки, качества и корректировка учебного процесса с целью орга­низации специальной помощи этим детям.

Основные положения методик обучения отдельным дисциплинам

Русский язык:

• ведущие задачи курса – развитие младшего школьника, раскрытие перед ним особенностей родного языка, привитие любви и интереса к языку, формирование навыка грамотного письма, развитие устной и, главное, письменной речи; курс является первым этапом непрерывного лингвистического об­
разования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений;

•  авторами выделяются три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правопи­сание» (формирование грамотного письма), «Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же одновре­менно являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

Литературное чтение:

•  приоритетная задача курса – углубление интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование уме­ний работать с произведениями разного жанра, вида и стиля;

•  расширение круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделяется сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирую­щей деятельности учащихся;

•  частью курса является «Литературное слушание», идея которой – в углублении процесса восприятия художественного произведения, поддержке и развитии интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1-й год обучения). Исходя из этого уроки литературного слушания решают не
столько дидактические задачи, связанные с детальным «препарировани­ем» текста, сколько развивают оценочные суждения первоклассников и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием
конкретного произведения.

Математика:

•курс устанавливает перспективу математического образования учащихся. Она обеспечивается реализацией деятельностного подхода к обучению младших школьников средствами арифметического, алгебраи­ческого, геометрического и логического содержания учебного материала;

•  развитие математических представлений осуществляется по пяти взаимосвязанным содержательным линиям курса: элементы арифметики;
величины и их измерение; логико-математические понятия; элементы ал­гебры; элементы геометрии;

•  в процессе учебного диалога ученики учатся определять способ построения и решения учебной задачи. Такой подход позволяет существен­но повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.

Окружающий мир:

• интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в
обществе, а ведущей идеей обновления содержания – отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром;

•  в методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).

В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; уме­ние строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точ­ку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по об­суждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК. Так, рабо­тая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль – не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосно­вать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи свое мнение»). В этом случае меняются место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять научное зна­ние. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, осно­ванной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Это дости­гается применением в методике обучения «скрытых» образцов, преоблада­нием заданий проблемного характера (по сравнению с репродуктивными), наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенст­вованием такого психического процесса, как воображение, поэтому в учеб­но-методическом комплекте впервые разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит, воображение и творчество ученика.

.

Учебный комплект

«Школа 2000…» – «Школа 2100»

                                                                                                  (научный руководитель – Л.Г. Петерсон)

Презентация программы "Школа 2100"

Учебно-методический комплект разработан на основе сле­дующих групп принципов:

u         личностно-ориентированные (адаптивность, развитие психоло­гической комфортности);

u         культурноориентированные (картины мира, целостности содер­жания, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, опоры на культуру как мировоззрение и культурный стереотип);

u         деятельностноориентированные (обучения деятельности, управ­ляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной дея­тельности к самостоятельной деятельности ученика – зоны ближайшего развития, опоры на предшествующее спонтанное развитие, формирования потребности в творчестве и умений творчества).

Помимо принципов, УМК создан с учетом следующих положений:

u  школа как часть образовательной среды;

u  готовность к дальнейшему развитию;

u  принцип минимакса: максимум оценок – минимум отметок;

u  щадящая система домашних заданий.

Особенностями УМК, по мнению авторов-разработчиков, яв­ляются следующие:

u       единое методологическое, методическое, дидактическое и пси­хологическое пространство;

u       максимальный учет психологических особенностей определен­ного школьного возраста и личностных особенностей каждого ученика;

u       формирование у школьника целостной картины мира;

u       интеграция предметов не формально (под одну обложку), а че­рез общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специ­фических для предмета и общих для всех предметов;

u       «выучивание» ученика до необходимого уровня без использо­вания дополнительных материалов «со стороны» даже в руках начинаю­щего учителя;

u       полная обеспеченность не только методическими и дидактиче­скими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслежи­ванию динамики обученности;

u        перевод учителей из авторитарности в режим педагогики со­трудничества и личностного общения;дает при желании учителя и руководителей внутри общего учебника возможность определить для каждого ученика собственную тра­екторию образования;

u       открывает возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм;

u       максимальное использование всего предыдущего педагогическо­го и методического опыта учителя в новом образовательном алгоритме;

u       реализация единой языковой концепции, т.е. внутреннее един­ство курсов обучения грамоте, чтению, русскому языку, иностранному языку (со 2-го класса) и литературному чтению;

u       реализация новой научной концепции формирования граж­данственности и патриотизма;

u       делает обучение максимально комфортным, а следовательно, предохраняет от перегрузок;

u       выращивает средствами предметов личность в культуре досто­инства, самостоятельную, способную на принятие решений и отвечающую за них. Личность, привыкшую к творческому подходу к жизни, существо­ванию в условиях выбора, толерантную миру.

Основные положения методик обучения отдельным дисциплинам

Русский язык:

•  реализация единой языковой концепции (внутреннее единство кур­сов обучения грамоте, чтению, русскому языку, иностранному языку и ли­тературному чтению); раскрытие воспитательного потенциала родного языка;

•  ведущая особенность программ грамоты и русского языка заключается в учете основных содержательно-методических линий развития детей средствами этих предметов:

u       овладение грамотой и на ее базе – основами функциональной грамотности;

u       овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь);

u   овладение орфографией и пунктуацией;

u   овладение навыками и умениями анализа текста;

u   приобретение и систематизация знаний о языке;

u  развитие у детей чувства языка;

•  работа по орфографии строится на основе понятий «орфограмма» и
«орфографическое правило» с опорой на опознавательные признаки ор­
фограмм, условия их выбора, умение видеть состав слова;

•  в курсе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе
письменной речи, увеличен объем изучаемого материала.

Математика:

•курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне максимума), а административный контроль его усвоения  на уровне стандарта (минимума). Согласно идее автора, не предполагается выполнение детьми всех заданий;

• предусматривает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, в том числе и для более подготовленного;

•основные содержательно-методические линии: числовая, геомет­рическая, алгебраическая, функциональная, комбинаторная, логическая, линия моделирования (текстовых задач);

•  является непрерывным курсом для дошкольников, начальной и
средней школы, реализующим поэтапную преемственность между всеми
ступенями обучения, на уровне методологии, содержания и методики;

•  технология урока и система дидактических принципов, разработанные в программе «Школа 2000…», помогают учителю организовать са­мостоятельную учебно-познавательную деятельность детей, а управленцам – провести экспертную оценку деятельности педагогов в соответствии с целевыми требованиями Закона РФ «Об образовании».

Литературное чтение:

•курс обучения чтению и начальное литературное образование представляет собой систему литературного чтения: 1-й класс – детская литература; 2-й класс – фольклор, сказки, литературные сказки; 3-й класс – литература детская и «взрослая», рекомендации для детского чтения; 4-й класс – систематический курс детской литературы от первых детских писателей до наших дней;

•  нацелен на формирование у обучающихся интереса к чтению на основе самого чтения через интересные и возрастосообразные литератур­ные тексты: ряд произведений включен в законченных отрывках, что дало возможность расширить круг изучаемых авторов;

•  методический аппарат нацелен на поддержку личности каждого ре­бенка в классе, по характеру – деятельностный и проблемный, включает технологию формирования правильного типа читательской деятельности.

Окружающий мир:

• главная задача курса – формирование элементарной целостной на­учной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника, – реализуется через идею, что в век информации
дети получают вместо непосредственного опыта жизни преимущественно
опосредованный «опыт чужой жизни из телевизора». С одной стороны,
такие дети обладают высокой информированностью, с другой — имеют
неупорядоченные представления о самых простейших явлениях окружающего мира. Другими словами, на самом важном этапе знакомства с миром, когда учебная деятельность становится ведущей, у ребенка складывается вместо стройной системы взглядов мозаика отдельных, не связанных друг с другом фактов и заблуждений;

•благодаря четкому двухуровневому характеру построения содер­жания курса важнейшие понятия (минимум) многократно используются, связывая содержание всех тем, а необязательные сведения (максимум) запоминаются лишь теми учениками, у которых возникают вопросы по оп­ределенной теме (самостоятельный выбор учащимися);

•  фундаментом курса является экологическое образование, знакомство детей с фундаментальной причиной устойчивого существования при­роды – круговоротом веществ;

•  отличительная черта курса – серьезное и продолжительное знакомство школьников с географической картой, так как, по мнению авторов, решение стоящих перед человечеством  глобальных проблем требует средств, с помощью которых можно отобразить все разнообразие условий на Земле.

В процессе обучения по УМК «Школа 2000…» – «Школа 2100» в со­ответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы.

Авторы отмечают, что ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличают способность принимать решения и отвечать за них; участвовать в творческом поиске, быть толерантным миру.