Дополнительное образование
Создание в школе системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развитие творческих способностей у детей. Чем еще можно мотивировать создание системы дополнительного образования в школе?
Дополнительное образование может быть средством непрерывного образования и формирования личности, средством воспитания и в тоже время источником мотивации учебной деятельности, выбора профильного обучения, помогает в выборе профессии.
Создание системы дополнительного образования в школе № 30 обусловлено еще и тем, что в микрорайоне практически нет учреждения дополнительного образования, лишь филиал ДТДиЮ Ленинского района (комната школьника «Родничок»), подростковый клуб «Молодость» с небольшим количеством спортивных секций и кружков, библиотека № 5.
И еще… В настоящее время довольно противоречиво складываются взаимоотношения школы и окружающей среды. С одной стороны, чтобы подготовить ребенка к реальной жизни, его необходимо как можно чаще включать в эту жизнь, а с другой стороны, учитывая социальную и экономическую нестабильность в обществе, а так же негативное влияние на духовное и психическое развитие личности со стороны СМИ, следует достаточно часто ограждать ребенка от негативных явлений.
Все это нужно учитывать при создании системы дополнительного образования в школе.
Мы не отрицаем роли внешкольных учреждений, но, на наш взгляд, школа с ее сетью дополнительного образования решает проблему массового участия и пробы сил, а учреждения дополнительного образования должны быть классом выше и работать с одаренными и способными детьми.
Основным положением организации дополнительного образования в школе является раннее выявление интересов и способностей детей (задача психологической службы) и талантов (через участие в различных делах), а так же развитие индивидуальных способностей (способность - понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. И это развитие осуществляется лишь в процессе той или иной деятельности, в том числе в системе дополнительного образования).
Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются школьные кружки, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности.
Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, сыгранная роль, участие в выставке, концерте, соревновании и т.д.
В настоящее врем в школе работают 27 разнопрофильных кружков, в основном, для учащихся 1-4, 5-8 классов. Направленность этих кружков и объединении: «Познание», «Художественное и декоративно-прикладное творчество», «Техническое творчество», «Военно-спортивное направление».
Мониторинг занятости учащихся школы в дополнительном образовании в 2014/2015 учебном году показал, что ученики 1-4 классов отдают предпочтение художественному творчеству (103 чел), спорту (91 чел), декоративно-прикладному творчеству (62 чел). У учащихся 5-8 классов на первом месте – спорт (78 чел), затем – художественное творчество (50 чел), на третьем месте – техническое творчество (14 чел). У старшеклассников (9-11 классы) научно-познавательная деятельность (62 чел) и спорт (51 чел) заняли 1 и 2 место, 7 человек занимаются декоративно-прикладным творчеством. В библиотеку записаны 91% учащихся.
Самым слабым звеном в дополнительном образовании является туристско-краеведческое направление.
Для организации занятий в школе на договорной основе привлекаются педагоги учреждении дополнительного образования: ДТДиЮ Ленинского района, ГЦТТДиЮ, детской железной дороги, АЦ «Песпектива», ГорСЮН.
Систему дополнительного образования нельзя привнести в школу, она индивидуальна, т.к. зарождается и развивается в определенных условиях.
Важнейшим условием для обеспечения успешной организации дополнительного образования является грамотное управление этим процессом. Управление – это не столько процесс идущий сверху вниз: администрация – педагоги дополнительного образования – дети, это целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает в роли субъектов и в роли объектов управления.
Создание и развитие системы дополнительного образования в школе № 30 проходит в четыре этапа:
1. Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся);
2. Организационный (объединение единомышленников, заключение договоров, создание кружков, секций и других объединений, проведение традиционной ярмарки кружков, где необходимо помочь ребятам найти такие виды деятельности, куда их ведет творческая инициатива, способность и желание проявить себя);
3. Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и педагогической помощи учащимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.);
4. Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).
Завершающий этап в развитии системы дополнительного образования не является окончанием работы в этом направлении. Двигателем системы является рост потребностей школьного коллектива. Удовлетворение этих потребностей охраняет эту работу от застоя.
Обновление системы дополнительного образования должно идти в сторону усложнения: усложняются цели, более тонкими становятся отношения, более широкими – связи (воспитательно-образовательное пространство) и управленческие процессы. Именно через эти усложнения можно поднять дополнительное образование в школе на новую ступень, более высокий уровень.
Расписание работы кружков на 2012-2013 учебный год
Расписание работы кружков на 2013-2014 учебный год