Страница обновлена 18.07.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №30"

Страница обновлена 18.07.2017
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №30"

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30 г. Ярославля

 

 

 

Программа

«Здоровье»

 

деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни на 2008-2013 уч.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ярославль

2008 г.

        

Цель – укрепления здоровья учащихся и педагогов МОУ СОШ № 30.

 

         Задачи:

  • создание условий для сохранения физического, психического и нравственного здоровья учащихся;
  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

 

Сроки реализации программы – 2008 – 2013 гг.

 

Ожидаемые результаты: укрепления физического, психического и нравственного здоровья учащихся и педагогов.

 

Механизм реализации программы: совершенствование спортивно-оздоровительной работы, сотрудничество с медицинскими учреждениями района и города, психологическими центрами помощи детям, совершенствование работа школьного центра психолого-медико-социального сопровождения, создание тренажерного зала и процедурного кабинета, организация сбалансированного питания обучающихся школы.

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»

 

Анализ физического и психического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся: чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера; тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания; тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойство и психологический дискомфорт.

         В течение 2006-2007 учебного года в школе проводилось динамическое наблюдение за состоянием здоровья учеников 1 классов. В качестве критериев для его оценки были взяты четыре перечисленных ниже показателя, по которым можно дать комплексную характеристику состояния здоровья ребенка:

1. Уровень и гармоничность физического развития.

2. Наличие хронических патологий.

3. Наличие отклонений в функциях опорно-двигательного аппарата и органов зрения.

Таблица № 1. Состояние здоровья обучающихся в 1-х  классах

в течение учебного года

Класс

Кол-во обучающихся

Кол-во обучающихся с отклонениями в физическом развитии

Кол-во обучающихся с нарушениями осанки

Кол-во обучающихся с нарушениями зрения

Кол-во обучающихся с хроническими заболеваниями

Дефицит массы тела

Избыток массы тела

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

25

1

1

7

11

4

5

5

29

2

2

10

15

7

8

7

Всего

54

3

3

17

26

11

13

12

 

 

Таблица № 2. Распределение обучающихся в 1-х классах по группам здоровья

Класс

Кол-во обучающихся

Кол-во обучающихся с первой группой здоровья

Кол-во обучающихся со второй группой здоровья

Кол-во обучающихся с третьей группой здоровья

25

1

19

5

29

2

20

7

 

 

            Анализ полученных данных о состоянии здоровья первоклассников позволяет сделать следующие выводы:

  1. Состояние здоровья детей, обучающихся в 1-х классах школы, следует признать удовлетворительным.
  2. Ухудшение здоровья детей за учебный год произошло в основном за счет ослабления их зрения. Это свидетельствует о большом объеме зрительных нагрузок и необходимости регулярного контроля остроты зрения в течение учебного года (проверка не менее 3-х раз в год), проведение ежедневных упражнений для глаз, витаминизация питания.
  3. Большое количество обучающихся с нарушениями осанки требует проведения регулярного подбора мебели, широкого применения массажа, лечебной физкультуры.
  4. Выявленные проблемы побуждают учителей к освоению методов  контроля за состоянием здоровья детей.

Проведенные в школе  исследования показали, что  чем меньше учитываются возможности детского организма при организации различных видов  деятельности, чем длительнее напряжение и больше утомление учеников, тем чаще недомогания ребят переходят в болезни.

Таким образом, среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:

  1. социально-экономические, вследствие которых многие семьи  не  в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;
  2. увеличение учебной нагрузки;
  3. недостаточная адаптация  учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим особенностям детей.

Для того чтобы улучшить состояние здоровья учеников, необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов.

Не вселяет оптимизма и анализ состояния здоровья учителей школы. Он свидетельствует о нарастании психосоматических нарушений у педагогов. Среди соматических заболеваний наиболее часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы, которые являются следствием длительного эмоционального перенапряжения. Растет  невротизация педагогической среды. На формирование неврозов влияют прежде всего длительные эмоциональные стрессы, свойственные педагогическому труду. К сожалению, здоровье не занимает пока приоритетного места в иерархии потребностей педагогов. На сегодняшний день можно говорить об отсутствии валеологической культуры в среде педагогов.

Для обеспечения сохранения и укрепления здоровья  субъектов образовательного процесса необходимо  реализовать в программе развития школы три направления:

  1. Обеспечения сохранения и укрепления здоровья ученика.
  2. Обеспечения формирования здоровьесохраняющих культурных традиций семьи.
  3. Обеспечения здоровьесохраняющей деятельности педагогов.

Реализация школьной программы «Здоровье» предполагает работу всего педагогического коллектива по сохранению нравственного, физического и психического здоровья учащихся и педагогов; воспитание негативного отношения к вредным привычкам; пропаганду физического культуры и ЗОЖ.

Выпускники школы должны осознано заботится о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием, сохранять психическое здоровье, основными признаками которого являются:

  • понимание себя;
  • учение анализировать собственные поступки;
  • отсутствие психологического дискомфорта;
  • умение анализировать и прогнозировать ситуацию.

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Направления

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся

  1. Обследование детей, поступающих в школу. Выделение учащихся группы «риска» и больных ребят

Весь период

Админист рация школы

Дмитриева Т.Е.- психолог

  1. Мониторинг состояния здоровья учащихся от 1-го до 11-го класса

Ежегодно

Медико-социально-психологическая служба

  1. Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся

2008 г.

Медико-социально-психологическая служба

  1. Диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся 8-10-х классов

2008-2009 гг.

Медико-социально-психологическая служба

  1. Введение сквозной программы «Здоровье»

2008 г.

Администрация школы, учителя физ. культуры, ОБЖ

  1. Создание и реализации программы «Антинаркотического  воспитания в школе»

2010 г.

Медицинские работник, зам. по ВР

  1. Проведение бесед по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди учащихся

Ежегодно

Медицинские работник

  1. Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил

Ежегодно

Администрация школы

  1. Расширение сети спортивных секций, организация секций 

Ежегодно

Соболев В.Е. Седлова М.В.

- уч. физ. культуры

  1. Оборудование тренажерного зала

2008-2009 гг.

Администрация школы

  1. Внедрение в образовательный процесс малых  форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены) а также часов здоровья

2008-2009 гг.

Соболев В.Е. Седлова М.В.

 

  1. Проведение дней здоровья

Ежегодно сентябрь, февраль, апрель

Соболев В.Е. Седлова М.В.

  1. Проведение конкурса на самый спортивный класс

Ежегодно

Соболев В.Е. Седлова М.В.

  1. Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения

Ежегодно

Кл. руководители, учителя физической культуры, руководители спортивных секций

  1. Регулярное проведение тренингов общения со старшеклассниками

Ежегодно

Евстафьева О.И. – психолог

  1. Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся

Ежегодно

Администрация школы,  врач – Исайкина Е.Ф.

  1. Совершенствование материально-технической базы кабинета коррекции зрения

2008-2009 гг.

Администрация школы,

Врач окулист

  1. Создание школьного фитобора

2012 г.

Администрация школы

  1. Организация и проведения Дня защиты детей

Ежегодно

Администрация школы, преподаватель ОБЖ, мед. работники, классные руководители

  1. Организация рейдов Управляющего совета школы по вопросам контроля организации горячего питания обучающихся

Ежегодно

Администрация школы, Управляющий совет

 

  1. Проведение бесед с обучающимися о пользе горячего питания

Ежегодно

Зам. директора по ВР, классные руководители

Обеспечение формирования здоровья сохраняющих культурных  традиций семьи

 

1. Организация  семейного  клуба «Здоровье»

2010

Администрация школы, родительский комитет

2. Проведение уроков, родительских  собраний, конференций, посвященных возрастным обучающихся, проблемам наркозависимости

Ежегодно

Медико-социально-психологическая служба

3. Регулярное проведение праздника «Мама, папа, я – спортивная семья»

Ежегодно

Соболев В.Е. Седлова М.В.

4.Проведение Тематических Дней столовой

Ежегодно

Администрация школы, работники школьной столовой

5. Проведение родительских собраний, посвященных организации питания школьников

Ежегодно

Мед. работники, классные руководители

Обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагогов

1. Организация клуба «Здоровье» для педагогов

Ежегодно

Администрация школы, Профсоюзный комитет

2. Организация и проведение психологических семинаров-тренингов, семинаров личностного роста для педагогов

Ежегодно

Центр психологической поддержки «Гармония»

3. Создание комнаты «психологической разгрузки»

2010 г.

Администрация школы

4. Создание банка данных об оздоровительных программах для взрослых

2010 г.

Администрация школы

5. Проведение профилактических медицинских осмотров  для педагогов

Ежегодно

Администрация школы

6. Проведение тренингов общения для педагогов (по заявкам)

Ежегодно

 

7. Организация  процедурного кабинета

2008 г.

Администрация школы

8. Проведение семинаров о пользе правильного питания

Ежегодно

Мед. работники

 

 

Ожидаемые конечные результаты:

 Реализация мероприятий программы позволит:

  • сохранить репродуктивное здоровье учащихся;
  • внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и  внеурочное время;
  • постоянно  корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья    детей;
  • помочь социально адаптироваться (средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.