Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30 г. Ярославля
Программа
«Здоровье»
деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни на 2008-2013 уч.г.
г. Ярославль
2008 г.
Цель – укрепления здоровья учащихся и педагогов МОУ СОШ № 30.
Задачи:
- создание условий для сохранения физического, психического и нравственного здоровья учащихся;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
Сроки реализации программы – 2008 – 2013 гг.
Ожидаемые результаты: укрепления физического, психического и нравственного здоровья учащихся и педагогов.
Механизм реализации программы: совершенствование спортивно-оздоровительной работы, сотрудничество с медицинскими учреждениями района и города, психологическими центрами помощи детям, совершенствование работа школьного центра психолого-медико-социального сопровождения, создание тренажерного зала и процедурного кабинета, организация сбалансированного питания обучающихся школы.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»
Анализ физического и психического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся: чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера; тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания; тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойство и психологический дискомфорт.
В течение 2006-2007 учебного года в школе проводилось динамическое наблюдение за состоянием здоровья учеников 1 классов. В качестве критериев для его оценки были взяты четыре перечисленных ниже показателя, по которым можно дать комплексную характеристику состояния здоровья ребенка:
1. Уровень и гармоничность физического развития.
2. Наличие хронических патологий.
3. Наличие отклонений в функциях опорно-двигательного аппарата и органов зрения.
Таблица № 1. Состояние здоровья обучающихся в 1-х классах
в течение учебного года
Класс |
Кол-во обучающихся |
Кол-во обучающихся с отклонениями в физическом развитии |
Кол-во обучающихся с нарушениями осанки |
Кол-во обучающихся с нарушениями зрения |
Кол-во обучающихся с хроническими заболеваниями |
|||
Дефицит массы тела |
Избыток массы тела |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|||
1А |
25 |
1 |
1 |
7 |
11 |
4 |
5 |
5 |
1Б |
29 |
2 |
2 |
10 |
15 |
7 |
8 |
7 |
Всего |
54 |
3 |
3 |
17 |
26 |
11 |
13 |
12 |
Таблица № 2. Распределение обучающихся в 1-х классах по группам здоровья
Класс |
Кол-во обучающихся |
Кол-во обучающихся с первой группой здоровья |
Кол-во обучающихся со второй группой здоровья |
Кол-во обучающихся с третьей группой здоровья |
1А |
25 |
1 |
19 |
5 |
1Б |
29 |
2 |
20 |
7 |
Анализ полученных данных о состоянии здоровья первоклассников позволяет сделать следующие выводы:
- Состояние здоровья детей, обучающихся в 1-х классах школы, следует признать удовлетворительным.
- Ухудшение здоровья детей за учебный год произошло в основном за счет ослабления их зрения. Это свидетельствует о большом объеме зрительных нагрузок и необходимости регулярного контроля остроты зрения в течение учебного года (проверка не менее 3-х раз в год), проведение ежедневных упражнений для глаз, витаминизация питания.
- Большое количество обучающихся с нарушениями осанки требует проведения регулярного подбора мебели, широкого применения массажа, лечебной физкультуры.
- Выявленные проблемы побуждают учителей к освоению методов контроля за состоянием здоровья детей.
Проведенные в школе исследования показали, что чем меньше учитываются возможности детского организма при организации различных видов деятельности, чем длительнее напряжение и больше утомление учеников, тем чаще недомогания ребят переходят в болезни.
Таким образом, среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:
- социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;
- увеличение учебной нагрузки;
- недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим особенностям детей.
Для того чтобы улучшить состояние здоровья учеников, необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов.
Не вселяет оптимизма и анализ состояния здоровья учителей школы. Он свидетельствует о нарастании психосоматических нарушений у педагогов. Среди соматических заболеваний наиболее часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы, которые являются следствием длительного эмоционального перенапряжения. Растет невротизация педагогической среды. На формирование неврозов влияют прежде всего длительные эмоциональные стрессы, свойственные педагогическому труду. К сожалению, здоровье не занимает пока приоритетного места в иерархии потребностей педагогов. На сегодняшний день можно говорить об отсутствии валеологической культуры в среде педагогов.
Для обеспечения сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса необходимо реализовать в программе развития школы три направления:
- Обеспечения сохранения и укрепления здоровья ученика.
- Обеспечения формирования здоровьесохраняющих культурных традиций семьи.
- Обеспечения здоровьесохраняющей деятельности педагогов.
Реализация школьной программы «Здоровье» предполагает работу всего педагогического коллектива по сохранению нравственного, физического и психического здоровья учащихся и педагогов; воспитание негативного отношения к вредным привычкам; пропаганду физического культуры и ЗОЖ.
Выпускники школы должны осознано заботится о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием, сохранять психическое здоровье, основными признаками которого являются:
- понимание себя;
- учение анализировать собственные поступки;
- отсутствие психологического дискомфорта;
- умение анализировать и прогнозировать ситуацию.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Направления |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся |
|
Весь период |
Админист рация школы Дмитриева Т.Е.- психолог |
|
Ежегодно |
Медико-социально-психологическая служба |
|
|
2008 г. |
Медико-социально-психологическая служба |
|
|
2008-2009 гг. |
Медико-социально-психологическая служба |
|
|
2008 г. |
Администрация школы, учителя физ. культуры, ОБЖ |
|
|
2010 г. |
Медицинские работник, зам. по ВР |
|
|
Ежегодно |
Медицинские работник |
|
|
Ежегодно |
Администрация школы |
|
|
Ежегодно |
Соболев В.Е. Седлова М.В. - уч. физ. культуры |
|
|
2008-2009 гг. |
Администрация школы |
|
|
2008-2009 гг. |
Соболев В.Е. Седлова М.В.
|
|
|
Ежегодно сентябрь, февраль, апрель |
Соболев В.Е. Седлова М.В. |
|
|
Ежегодно |
Соболев В.Е. Седлова М.В. |
|
|
Ежегодно |
Кл. руководители, учителя физической культуры, руководители спортивных секций |
|
|
Ежегодно |
Евстафьева О.И. – психолог |
|
|
Ежегодно |
Администрация школы, врач – Исайкина Е.Ф. |
|
|
2008-2009 гг. |
Администрация школы, Врач окулист |
|
|
2012 г. |
Администрация школы |
|
|
Ежегодно |
Администрация школы, преподаватель ОБЖ, мед. работники, классные руководители |
|
|
Ежегодно |
Администрация школы, Управляющий совет |
|
|
|
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
Обеспечение формирования здоровья сохраняющих культурных традиций семьи
|
1. Организация семейного клуба «Здоровье» |
2010 |
Администрация школы, родительский комитет |
2. Проведение уроков, родительских собраний, конференций, посвященных возрастным обучающихся, проблемам наркозависимости |
Ежегодно |
Медико-социально-психологическая служба |
|
3. Регулярное проведение праздника «Мама, папа, я – спортивная семья» |
Ежегодно |
Соболев В.Е. Седлова М.В. |
|
4.Проведение Тематических Дней столовой |
Ежегодно |
Администрация школы, работники школьной столовой |
|
5. Проведение родительских собраний, посвященных организации питания школьников |
Ежегодно |
Мед. работники, классные руководители |
|
Обеспечение здоровьесохраняющей деятельности педагогов |
1. Организация клуба «Здоровье» для педагогов |
Ежегодно |
Администрация школы, Профсоюзный комитет |
2. Организация и проведение психологических семинаров-тренингов, семинаров личностного роста для педагогов |
Ежегодно |
Центр психологической поддержки «Гармония» |
|
3. Создание комнаты «психологической разгрузки» |
2010 г. |
Администрация школы |
|
4. Создание банка данных об оздоровительных программах для взрослых |
2010 г. |
Администрация школы |
|
5. Проведение профилактических медицинских осмотров для педагогов |
Ежегодно |
Администрация школы |
|
6. Проведение тренингов общения для педагогов (по заявкам) |
Ежегодно |
|
|
7. Организация процедурного кабинета |
2008 г. |
Администрация школы |
|
8. Проведение семинаров о пользе правильного питания |
Ежегодно |
Мед. работники |
Ожидаемые конечные результаты:
Реализация мероприятий программы позволит:
- сохранить репродуктивное здоровье учащихся;
- внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и внеурочное время;
- постоянно корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья детей;
- помочь социально адаптироваться (средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.