Музейная история
Хранитель музея Юрасова Галина Николаевна вспоминает…
Давно это было. Я тогда совсем молодая была, всего 5-й год в школе работала.
Уроки закончились, но в кабинете, как всегда, задержали тетради. Вдруг дверь открывается, и в класс, перебивая друг друга, вбегают Андрей Клыков и Серёжа Столбов.
- Галина Николаевна, Галина Николаевна! Мы сейчас на чердаке прялку нашли!
- Может, в класс принести – пригодится!
- Помните, вы нам недавно читали: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»
От такого детского напора я немного смутилась, но… «Принесите, – сказала. – Что-нибудь придумаем».
-Да тут и думать нечего! Вон в музее, я видел, такие вот прялки есть. И у нас будет. Музей будет! – безапелляционно и как-то совсем по-взрослому заявил вихрастый Столбов.
Ребята убежали и вскоре вернулись с настоящей колесовой прялкой.
-Вы не думайте, мы разрешение у тёти Ани спросили. Она сказала: это мы хорошо про музей придумали.
Анна Ивановна Яровенко, наш тогда школьный сторож… С её-то прялки да с ребячьей находки и начался наш музей. Поначалу прялочка-то одна стояла, но мои шестиклашки по школе походили, с ребятами поговорили, и в кабинете стали появляться вещи, которыми раньше в деревнях широко пользовались. Оля Терпигорьева принесла чернолощёный кувшин: «В нём, мне мама сказала, крестьяне хранили масло. Пусть в музее будет». В музее…, вот уж и статус собранным вещам придумали. Что ж, музей так музей.
С ребятами-энтузиастами, как могли, стали постигать музейное дело. Экспонаты расставили, даже витрину оформили. А как музей назвать? Дело в том, что вещи приносили разные, не только те, что крестьянами когда-то использовались, но и городским людом. И назвали мы музей тогда так: «Предметы из прошлого». Среди них были уникальные, на мой взгляд. Например, гитара. Помните, на какой Лариса Огудалова себе аккомпанировала, так вот у нас была такая же. Швейная зингеровская машинка в рабочем состоянии, свидетельство об окончании кологривской гимназии Лидией Левицкой, грифельная доска, чернильница-непроливайка – да разве сейчас все перечтёшь! Теперь уже не только ребята, но и коллеги-учителя включились в собирательство. Предметы регистрировали в Книге учёта. Рядом с ними в кабинете было тепло, уютно, они будто отдавали свою мудрость молодым. Но они молчали…
Тогда я с ребятами под руководством Е.В. Карсаловой осваивала предметный курс славянской мифологии. Мы открывали для себя «Песни птицы Гамаюн», с замиранием сердца читали, «как устроен был поднебесный мир, родились как силы небесные, как родился Cварожич сияющий».
Тогда-то и решили мы, что выберем нашему музею направление этнографическое. В кабинете и стена расписана по мотивам произведений Н.А. Некрасова, и муляжи наличников, на которых не просто кружочки да узоры замысловатые, а всё это знаки-обереги для русского человека: знаки Хорса светлого, Лады-матушки и других славянских богов. Так наш музей получил второе рождение, и 5 мая 1997 года был открыт школьный музей «Быт русского крестьянина». О нём и былину сложили.
Былина о музее
Ах, ты, Русь моя, Русь державная!
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася.
Города стоят – заглядение,
А и реки текут – полноводные,
А что есть деревень – так им нет числа.
Так им нет числа и на нашей земле
И на нашей земле, Ярославскоей.
Вот представьте себе, что деревня стоит,
Да не просто где, а по правилам,
В месте выбранном для строительства.
На восток глядят изб окошечки,
Изб окошечки во наличниках.
Все они в кружевах резных,
Да не просто так – со значением:
Те кружочки на них, капель капельки,
Два-три ромбика на очельеце –
Всё то знаки богов – оберегов крестьянскиих:
Лады – матушки, Хорса светлого и
Перуна с Даждьбогом чтимыих.
И на крыше конёк неспроста сидит –
Силу дому даёт, дому русскому.
Приглянулась изба – просим милости
Гостем быть, любопытствовать,
Кто живёт в ней, как – нет секретов тех.
На мосту в холодочке бадеечки
С родниковой водой иль колодезной.
С коромысла сняла их хозяюшка,
Коромыслице в угол поставила.
Лопоточкам меж делом плетёныим
Полюбуемся, войдём в избу и…
Вот белёная печь, что тепло даёт,
Что тепло даёт, пропитание.
Как у устья печи наготове стоят
Чугуночки да криночки разные:
Кринки с ручкой, с узором, с носиком.
Молочко в них будет топлёное
На здоровье хозяину, детушкам.
Поглядеть любо – дорого,
Как хозяйка, ухватом орудуя,
Из печи чугуны вытаскивает,
Чугуны с картошечкой, репой пареной.
А сама она раскрасавица.
Во сорочке со вздёжкой по вороту,
Во понёвушке домотканоей.
Русы косы в повойник упрятаны.
И пока она делом занята,
Оглянитесь вокруг себя и увидите
Небогатую утварь крестьянскую,
Небогатую – любопытную;
Нам сегодняшним – в научение,
В научение, в наставление:
«Дом вести – не рукавом трясти».
Всё хозяйка на место поставила:
Вот рубель, что достался от матушки,
Вот тяжёлый утюг от углей горяч;
Сито, ступа с пестом,
Полотенечко – не простое оно, расшитое.
Что играет то полотенечко
Роль немалую для семейства всего:
И ребёнок в него принимается,
И хлеб-соль на нём подавается.
В уголочке на лавочке прялка столбчата,
На навершии – всё куделечка,
На лопаточке – веретёнушко с ниткой сученой,
Что забыла, наверное, дочь хозяйская
Ко подружкам во двор убегаючи.
У окошка вон прялка с колёсиком,
Колесовая прялка, взрослая.
В середине избы – деревянный стол,
А на нём всё голубушки,
Всё голубушки вкруг пролубушки.
Самовар кипит, сухари да бараночки.
Скоро сядет за стол вся семеюшка,
Помолившись иконам во красном углу
И за то, что еду Бог дал, мир, здоровие,
И за то, что работа есть в поле пахарю.
Попрощайтесь с семейством добрыим,
Пожелайте в душе им счастия.
А коль скоро их быт лыбопытен стал,
Поспешайте в музей наш, где собраны
Со любовью и аккуратность
Все предметы быта крестьянского,
О которых тут речь была сказана.