Страница обновлена 18.07.2017

Подходы к формированию портфолио

по результатам реализации программы

духовно-нравственного развития и воспитания

 

         В условиях введения ФГОС нового поколения система накопительной оценки вводится с 1-го класса в форме портфолио с целью создания ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях. Портфолио помогает раскрыть индивидуальные способности ученика, приобрести навыки рефлексии, формирует установки на творческую деятельность. Задача учителя – правильно организовать работу по введению накопительной системы оценивания и объективно выставлять итоговую отметку с учётом этой системы.

        Что же такое портфолио? Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.

Портфолио – это:

  • Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его образовательной деятельности.
  • Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
  • Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

       Портфолио можно рассматривать и как технологию, и как продукт. Портфолио как технология основано на аутентичном оценивании результатов образовательной и профессиональной деятельности. Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся в практико-ориентированной деятельности, предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения её в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни. Такой подход к оцениванию качества образования, с одной стороны, позволяет оценить качество образовательных результатов, а с другой – качество условий, в которых они достигаются.

     Портфолио как продукт может рассматриваться в качестве:

  • Портфолио документов, то есть портфеля сертифицированных индивидуальных образовательных достижений. С одной стороны, портфель достижений дает возможность качественно и количественно оценить материалы портфолио, но, с другой стороны – не описывает процесса индивидуального развития личности, разнообразия её творческой активности и т.д.
  • Портфолио работ – это собрание различных творческих и проектных работ: участие в научных конференциях, конкурсах, спортивные и художественные достижения и другое. Портфолио работ предполагает качественную оценку таких параметров, как полнота, разнообразие материалов и качество работ; дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности личности, направленности её интересов. Но портфолио работ не может войти в образовательный рейтинг личности в качестве суммарной составляющей.
  • Портфолио отзывов – это характеристики отношения личности к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также анализ, проведенный самой личностью. Дает возможность включить механизмы самооценки личности. Основная сложность – учет собранной информации.
  • Портфолио – отчет – это описание того, что личность узнала.

        Познакомившись со всеми подходами к определению понятия портфолио, мы сделали вывод, что это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  1. Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников,
  2. Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения,
  3. Формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

       В состав портфолио  мы включаем кроме результатов, достигнутых учеником в ходе учебной работы, и результаты творческой, социальной, спортивно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами. Для этого у нас отведен раздел портфолио, который называется «Моя внеклассная работа».

        Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала  осуществляется в МОУ СОШ № 30   по следующим направлениям: «Ученик – патриот и гражданин», «Ученик и его нравственность», «Ученик и его отношение к труду», «Ученик и его здоровье», «Ученик и его отношение к природе», «Ученик и мир прекрасного». По этим же направлениям и строится раздел «Моя внеклассная работа» в портфолио обучающегося. Ученик сам оценивает свое участие в мероприятиях определенной направленности посредством таблиц.

 

Ученик – патриот и гражданин

1 класс

Название мероприятия

Оценка моего участия в мероприятии

Слушатель 

Участник

Организатор

Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса.

 

 

 

Экскурсии в  ____________________________ музей г. Ярославля

 

 

 

Ярославль в наших рисунках

 

 

 

Посвящение в первоклассники

 

 

 

 

Классный час «Школьная символика!»

 

 

 

Конкурс «Эмблема школы»

 

 

 

Конкурс рисунков «Мой папа»

 

 

 

Классный час «Человек поднялся в небо»

 

 

 

Конкурс детского рисунка на асфальте «Цвети мой город»

 

 

 

 

      Учащийся закрашивает необходимый кружок любым цветом: слушатель, участник и организатор. Под таблицей ребенок может написать свои впечатления от мероприятий или одного наиболее понравившегося мероприятия.

       Учитель тоже в свою очередь отмечает участие детей в мероприятиях определенной направленности в другой таблице.

 

 

 

Аксенов Илья (1 класс)  – 1 уровень результатов реализации ПДНРВ

  Направления деятельности

Мероприятие

 Уровень сформированности знаний: «+»  сформировано, «+- «   сформировано недостаточно, «-«  не сформировано

1.Ученик – патриот и гражданин (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ученик и его нравственность (воспитание нравственных чувств и этического сознания)

 

 

 

 

 

 

3.Ученик и его отношение к труду (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Ученик и его здоровье (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни)

 

 

 

 

 

 

5.Ученик и его отношение к природе (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

 

 

 

 

 

 

6.Ученик и мир прекрасного

(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       В конце учебного года мы планируем на малом педагогическом совете (директор школы, классный руководитель 1 класса, заместитель директора по ВР, заместитель директора по УВР,  педагог-организатор, педагог-психолог и социальный педагог) проанализировать по данным таблицам динамику развития ребенка по всем направлениям программы духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся. Педагог-психолог планирует провести  диагностические исследования уровня духовно – нравственного развития и воспитания каждого ребенка.

Критерии успешности нравственного образования

  • Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
  • Уровень активности участия учащегося в мероприятиях различной направленности – положительная динамика числа участия в мероприятиях, приоритетные направления для данного ученика.

 

         Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

       Предполагаемым результатом созданного портфолио в рамках реализации  духовно-нравственной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

 

Презентация "Портфолио":

https://school30.edu.yar.ru//portfolio.ppt