Подходы к формированию портфолио
по результатам реализации программы
духовно-нравственного развития и воспитания
В условиях введения ФГОС нового поколения система накопительной оценки вводится с 1-го класса в форме портфолио с целью создания ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях. Портфолио помогает раскрыть индивидуальные способности ученика, приобрести навыки рефлексии, формирует установки на творческую деятельность. Задача учителя – правильно организовать работу по введению накопительной системы оценивания и объективно выставлять итоговую отметку с учётом этой системы.
Что же такое портфолио? Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.
Портфолио – это:
- Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его образовательной деятельности.
- Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
- Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Портфолио можно рассматривать и как технологию, и как продукт. Портфолио как технология основано на аутентичном оценивании результатов образовательной и профессиональной деятельности. Аутентичное оценивание – это вид оценивания, применяющийся в практико-ориентированной деятельности, предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения её в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни. Такой подход к оцениванию качества образования, с одной стороны, позволяет оценить качество образовательных результатов, а с другой – качество условий, в которых они достигаются.
Портфолио как продукт может рассматриваться в качестве:
- Портфолио документов, то есть портфеля сертифицированных индивидуальных образовательных достижений. С одной стороны, портфель достижений дает возможность качественно и количественно оценить материалы портфолио, но, с другой стороны – не описывает процесса индивидуального развития личности, разнообразия её творческой активности и т.д.
- Портфолио работ – это собрание различных творческих и проектных работ: участие в научных конференциях, конкурсах, спортивные и художественные достижения и другое. Портфолио работ предполагает качественную оценку таких параметров, как полнота, разнообразие материалов и качество работ; дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности личности, направленности её интересов. Но портфолио работ не может войти в образовательный рейтинг личности в качестве суммарной составляющей.
- Портфолио отзывов – это характеристики отношения личности к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также анализ, проведенный самой личностью. Дает возможность включить механизмы самооценки личности. Основная сложность – учет собранной информации.
- Портфолио – отчет – это описание того, что личность узнала.
Познакомившись со всеми подходами к определению понятия портфолио, мы сделали вывод, что это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников,
- Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения,
- Формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
В состав портфолио мы включаем кроме результатов, достигнутых учеником в ходе учебной работы, и результаты творческой, социальной, спортивно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами. Для этого у нас отведен раздел портфолио, который называется «Моя внеклассная работа».
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется в МОУ СОШ № 30 по следующим направлениям: «Ученик – патриот и гражданин», «Ученик и его нравственность», «Ученик и его отношение к труду», «Ученик и его здоровье», «Ученик и его отношение к природе», «Ученик и мир прекрасного». По этим же направлениям и строится раздел «Моя внеклассная работа» в портфолио обучающегося. Ученик сам оценивает свое участие в мероприятиях определенной направленности посредством таблиц.
Ученик – патриот и гражданин 1 класс |
|||
Название мероприятия |
Оценка моего участия в мероприятии |
||
Слушатель |
Участник |
Организатор |
|
Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса. |
|
|
|
Экскурсии в ____________________________ музей г. Ярославля |
|
|
|
Ярославль в наших рисунках |
|
|
|
Посвящение в первоклассники
|
|
|
|
Классный час «Школьная символика!» |
|
|
|
Конкурс «Эмблема школы» |
|
|
|
Конкурс рисунков «Мой папа» |
|
|
|
Классный час «Человек поднялся в небо» |
|
|
|
Конкурс детского рисунка на асфальте «Цвети мой город» |
|
|
|
Учащийся закрашивает необходимый кружок любым цветом: слушатель, участник и организатор. Под таблицей ребенок может написать свои впечатления от мероприятий или одного наиболее понравившегося мероприятия.
Учитель тоже в свою очередь отмечает участие детей в мероприятиях определенной направленности в другой таблице.
Аксенов Илья (1 класс) – 1 уровень результатов реализации ПДНРВ |
||
Направления деятельности |
Мероприятие |
Уровень сформированности знаний: «+» сформировано, «+- « сформировано недостаточно, «-« не сформировано |
1.Ученик – патриот и гражданин (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Ученик и его нравственность (воспитание нравственных чувств и этического сознания) |
|
|
|
|
|
3.Ученик и его отношение к труду (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Ученик и его здоровье (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни) |
|
|
|
|
|
5.Ученик и его отношение к природе (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) |
|
|
|
|
|
6.Ученик и мир прекрасного (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В конце учебного года мы планируем на малом педагогическом совете (директор школы, классный руководитель 1 класса, заместитель директора по ВР, заместитель директора по УВР, педагог-организатор, педагог-психолог и социальный педагог) проанализировать по данным таблицам динамику развития ребенка по всем направлениям программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Педагог-психолог планирует провести диагностические исследования уровня духовно – нравственного развития и воспитания каждого ребенка.
Критерии успешности нравственного образования
- Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
- Уровень активности участия учащегося в мероприятиях различной направленности – положительная динамика числа участия в мероприятиях, приоритетные направления для данного ученика.
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Предполагаемым результатом созданного портфолио в рамках реализации духовно-нравственной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Презентация "Портфолио":
https://school30.edu.yar.ru//portfolio.ppt