Страница обновлена 22.05.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №30"

Страница обновлена 22.05.2024
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №30"

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

​2. Естественнонаучная грамотность​

​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

​3. Математическая грамотность​

​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

​4. Финансовая грамотность​

​Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

​5. Креативное мышление

​Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

​6. Глобальные компетенции

​Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Нормативные документы

Федеральный уровень

Функцианальная грамотность школьников как актуальный результат образования

Письмо Министерства Просвещения РФ от 26.10.2023 г. № 03-1706 "О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности"

Письмо Министерства Просвещения РФ от 17.10.2023 г. № 03-1665 "О проведения комплекса мероприятий функциональной грамотности"

Письмо Министерства Просвещения РФ от 28.09.2023 г. № 03-1553 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся"

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" 

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" 

Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

Региональный уровень

Приказ Министерства образования ЯО «Об организации и проведении общероссийской и региональной оценки по модели PISA в 2023 году в ЯО»

Приказ ГУ ЯО "Центр оценки и контроля качества образования" "О проведении диагностики функциональной грамотности" (№110/01-02)

Региональный план мероприятий (дорожная карта), направленных на реализацию обновленных ФГОС, на формирование и оценку функциональной грамотности в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2023 /2024 учебном году (Утвержден 06 сентября 2023 года)

План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (дорожная карта) на 2022-2023 учебный год

Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности общеобразовательных организаций на 2021-2022 учебный год

Приказ Департамента образования Ярославской области №282/01-03 от 17.09.2021 г. Об организации работы по повышению функциональной грамотности

Муниципальный уровень

Приказ Департамента образования мэрии города Ярославля от 11.11.2022 г. № 01-05/1088 "Об организации работы по повышению качества образования и развитию функциональной грамотностив 2022-2023 учебном году"

Приказ департамента мэрии города Ярославля «О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.11.2021 № 01-05/1088»

Уровень МОУ

Приказ "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ "Средняя школа № 30" на 2023-2024 уч. год" № 01-02/228/1 от 30.08.2023 г.

         План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ «Средняя школа № 30» на 2023-2024 учебный год

Приказ МОУ "Средняя школа № 30" "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" № 01-02/307 от 12.12.2022

          План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ "Средняя школа № 30"

Родителям:

Памятка для родителей по введению Федеральных образовательных программ

ФГОС-2021 для начальной и основной школы (презентация для родителей)

Функциональная грамотность это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: 

1.Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

2. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. 

3.Способностью строить социальные отношения. 

4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию». (Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова)

«Функционально грамотный человекэто человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»  ( А. А. Леонтьев)

Банк заданий

https://fg.resh.edu.ru/;

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

https://sdo.edu.orb.ru/index.php.