Страница обновлена 13.10.2021

 Организационно-методическое сопровождение психолого-педагогических классов

Руководитель инновационной площадки Птицына Н.Ю.

Куратор на базе ОУ Собеская И.А.

Телефон: (4852) 51 – 73 – 38
Адрес электронной почты: yarsch030@yandex.ru 

Описание проекта.

1.         Перечень приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования города Ярославля, на решение которых направлена реализация проекта: обеспечение профессионального самоопределения школьников.

2.         Обоснование актуальности и инновационности проекта:

Одним из приоритетных направлений федеральной образовательной политики 2021-2024 года является обеспечение профессионального самоопределения старшеклассников на социально-педагогические профессии. В соответствие с решением коллегии Министерства просвещения РФ от 23 октября 2020 года ключевыми задачами системы образования в данном направлении являются:

•          реализация механизма целевого зачисления на педагогические специальности с установлением преференций для наиболее отличившихся обучающихся и выпускников психолого-педагогических классов (в том числе по результатам предпрофессионального экзамена);

•          проведение психолого-педагогических олимпиад и конкурсов для обучающихся;

•          создание сети психолого-педагогических классов, задействование механизма предоставления возможности для проведения профессиональных проб;

•          усиление воспитательной составляющей в части профориентации обучающихся на педагогические профессии;

•          расширение участия обучающихся в региональных волонтёрских и социальных проектах.

К 2024 году в образовательных организациях Российской Федерации должны быть созданы 5000 психолого-педагогических классов, 38 из которых – в Ярославской области. На сегодняшний день по поручению Минпросвещения РФ федеральной рабочей группой под руководством специалистов «Академии Министерства просвещения России» разработана концепция деятельности профильных психолого-педагогических классов, формируется федеральный комплект соответствующих учебно-методических материалов.

Однако создание и функционирование психолого-педагогических классов должно также сопровождаться разработкой комплекта локальных актов и распорядительных документов, регламентирующих их деятельность. Успешная организация образовательной деятельности  психолого-педагогических классов  не возможна без учёта кадровых, финансово-экономических, информационных и иных ресурсов образовательных организаций, на базе которых создаётся класс.

Важными условиями процесса организации профессионального самоопределения школьников на педагогическую профессию является индивидуализация образовательного процесса и построение коллаборации школ с организациями профессионального педагогического образования.

3.         Цель предлагаемого проекта: разработка механизма формирования и функционирования на базе общеобразовательных организаций психолого-педагогических классов в условиях коллаборации с педагогическим вузом.

Задачи:

•          Разработать комплект локальных актов и распорядительных документов, регламентирующий процесс формирования и функционирования психолого-педагогических классов.

•          Разработать и апробировать варианты учебных планов психолого-педагогических классов с учетом кадровых, финансово-экономических, информационных и иных ресурсов образовательных организаций, на базе которых создаются классы.

•          Разработать и апробировать варианты индивидуальных учебных планов учащихся психолого-педагогических классов, включающих организацию профессиональных проб.

•          Апробировать процедуры зачёта образовательных результатов освоения учащимися психолого-педагогических классов образовательных программ иных видов и уровней образования, в том числе образовательных программ, реализованных в сетевой форме с участием педагогического вуза.

4.         Срок и механизмы реализации инновационного проекта.

Срок реализации: 2021-2022 годы.

Механизмы реализации:

  • формирование муниципальных проектных групп из числа педагогов и руководителей образовательных организаций участников, координирующих разработку отдельных образовательных продуктов проекта;
  • заключение соглашений о сотрудничестве с организациями дополнительного и профессионального педагогического образования, в том числе договоров о сетевой форме реализации образовательных программ;
  • участие педагогов и руководителей образовательных организаций участников проекта в деятельности инновационной площадки научного центра РАО на базе ЯГПУ им.К.Д.Ушинского и регионального методического объединения кураторов педагогических классов (объединений);
  • формирование тематического электронного ресурса для презентации продуктов и результатов проекта;
  • экспертиза промежуточных и итоговых продуктов проекта специалистами ЯГПУ им.К.Д.Ушинского членами рабочей группы Министерства просвещения РФ по сопровождению деятельности психолого-педагогических классов;
  • презентация промежуточных и итоговых продуктов проекта на федеральных профессиональных электронных площадках и в профессиональных сообществах.

5.         Изменения в МСО, ожидаемые от реализации проекта: разработан и апробирован механизм формирования и функционирования психолого-педагогических классов, позволяющий осуществить профессиональное самоопределение школьников на педагогическую профессию.

6.         Описание ресурсного обеспечения проекта (кадровое, нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение проекта)

Кадровое:

  • ведущие преподаватели и специалисты психолого-педагогического и гуманитарного профилей образовательных организаций участников проекта;
  • преподаватели и сотрудники ФГБОУ ВО ЯГПУ им.К.Д.Ушинского.

Нормативно-правовое:

  • Федеральные государственные образовательные стандарта общего образования;
  • Основные образовательные программы общеобразовательных организаций участников проекта;
  • Концепция деятельности психолого-педагогических классов в Российской Федерации.

Материально-техническое:

  • помещения и оборудование образовательных организаций участников проекта;
  • лаборатории, лектории и оборудование Технопаркам универсальных педагогических компетенций ЯГПУ им.К.Д.Ушинского;
  • помещения и оборудование образовательных организаций дошкольного и общего, организаций отдыха и оздоровления детей, выступающих площадками для организации профессиональных проб учащихся педагогических классов (в соответствие с договорами/соглашениями).

7.         Описание ожидаемых инновационных продуктов:

•          комплект локальных актов и распорядительных документов, регламентирующий процесс формирования и функционирования психолого-педагогических классов;

•          варианты учебных планов психолого-педагогических классов с учетом кадровых, финансово-экономических, информационных и иных ресурсов образовательных организаций, на базе которых создаются классы;

•          варианты индивидуальных учебных планов учащихся психолого-педагогических классов;

•          описание процедур зачёта образовательных результатов освоения учащимися психолого-педагогических классов образовательных программ иных видов и уровней образования, в том числе образовательных программ, реализованных в сетевой форме с участием педагогического вуза.  

8.         Возможные риски при реализации проекта и предложения организации-соискателя по способам их преодоления:

•          отсутствие интереса школьников к обучению в психолого-педагогических классах может компенсироваться посредством организации профориентационных мероприятий для школьников;

•          недостаток кадровых ресурсов для организации образовательного процесса психолого-педагогических классов может компенсироваться за счёт привлечения к реализации профильных образовательных курсов преподавателей и сотрудников ЯГПУ им.К.Д.Ушинского;

  • недостаток площадок для организации профессиональных проб учащихся психолого-педагогических классов будет компенсировать через перекрёстную организацию проб на базе учреждений участников проекта. 

9.         Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в МСО: результаты являются отчуждаемыми, продукты проекта могут быть использованы общеобразовательными организациями, заинтересованными в создании психолого-педагогических классов.