Организация деятельности муниципальной сети психолого-педагогических классов
Перспективный план работы на 2023/2024 учебный год
Перспективный план работы на 2022/2023 учебный год
- Приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.08.2021 № 01-05/ 761 «О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 08.07.2021 г. № 01-05/ 629»
- Приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 08.07.2021 № 01-05/629 «О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки, муниципального ресурсного центра, муниципальной стажировочной площадки образовательным учреждениям на 2021/2022 учебный год»
- Промежуточный отчет по реализации проекта «Организация деятельности муниципальной сети психолого-педагогических классов» за I полугодие 2022/2023 учебного года
- Аналитическая справка по реализации проекта "Организация деятельности муниципальной сети психолого-педагогических классов" за 2022-2023 учебный год
Руководитель инновационной площадки Собеская И.А.
Куратор на базе ОУ Гасилова Г.М.
Телефон: (4852) 51 – 73 – 38
Адрес электронной почты: yarsch030@yandex.ru
Описание проекта.
1. Перечень приоритетных направлений инновационной деятельности в муниципальной системе образования города Ярославля, на решение которых направлена реализация проекта: обеспечение профессионального самоопределения школьников.
2. Обоснование актуальности и инновационности проекта:
Одним из приоритетных направлений федеральной образовательной политики 2021-2024 года является обеспечение профессионального самоопределения старшеклассников на социально-педагогические профессии. В соответствие с решением коллегии Министерства просвещения РФ от 23 октября 2020 года ключевыми задачами системы образования в данном направлении являются:
• реализация механизма целевого зачисления на педагогические специальности с установлением преференций для наиболее отличившихся обучающихся и выпускников психолого-педагогических классов (в том числе по результатам предпрофессионального экзамена);
• проведение психолого-педагогических олимпиад и конкурсов для обучающихся;
• создание сети психолого-педагогических классов, задействование механизма предоставления возможности для проведения профессиональных проб;
• усиление воспитательной составляющей в части профориентации обучающихся на педагогические профессии;
• расширение участия обучающихся в региональных волонтёрских и социальных проектах.
К 2024 году в образовательных организациях Российской Федерации должны быть созданы 5000 психолого-педагогических классов, 38 из которых – в Ярославской области. На сегодняшний день по поручению Минпросвещения РФ федеральной рабочей группой под руководством специалистов «Академии Министерства просвещения России» разработана концепция деятельности профильных психолого-педагогических классов, формируется федеральный комплект соответствующих учебно-методических материалов.
Однако создание и функционирование психолого-педагогических классов должно также сопровождаться разработкой комплекта локальных актов и распорядительных документов, регламентирующих их деятельность. Успешная организация образовательной деятельности психолого-педагогических классов не возможна без учёта кадровых, финансово-экономических, информационных и иных ресурсов образовательных организаций, на базе которых создаётся класс.
Важными условиями процесса организации профессионального самоопределения школьников на педагогическую профессию является индивидуализация образовательного процесса и построение коллаборации школ с организациями профессионального педагогического образования.
3. Цель предлагаемого проекта: разработка механизма формирования и функционирования на базе общеобразовательных организаций психолого-педагогических классов в условиях коллаборации с педагогическим вузом.
Задачи:
• Разработать комплект локальных актов и распорядительных документов, регламентирующий процесс формирования и функционирования психолого-педагогических классов.
• Разработать и апробировать варианты учебных планов психолого-педагогических классов с учетом кадровых, финансово-экономических, информационных и иных ресурсов образовательных организаций, на базе которых создаются классы.
• Разработать и апробировать варианты индивидуальных учебных планов учащихся психолого-педагогических классов, включающих организацию профессиональных проб.
• Апробировать процедуры зачёта образовательных результатов освоения учащимися психолого-педагогических классов образовательных программ иных видов и уровней образования, в том числе образовательных программ, реализованных в сетевой форме с участием педагогического вуза.
4. Срок и механизмы реализации инновационного проекта.
Срок реализации: 2021-2022 годы.
Механизмы реализации:
- формирование муниципальных проектных групп из числа педагогов и руководителей образовательных организаций участников, координирующих разработку отдельных образовательных продуктов проекта;
- заключение соглашений о сотрудничестве с организациями дополнительного и профессионального педагогического образования, в том числе договоров о сетевой форме реализации образовательных программ;
- участие педагогов и руководителей образовательных организаций участников проекта в деятельности инновационной площадки научного центра РАО на базе ЯГПУ им.К.Д.Ушинского и регионального методического объединения кураторов педагогических классов (объединений);
- формирование тематического электронного ресурса для презентации продуктов и результатов проекта;
- экспертиза промежуточных и итоговых продуктов проекта специалистами ЯГПУ им.К.Д.Ушинского членами рабочей группы Министерства просвещения РФ по сопровождению деятельности психолого-педагогических классов;
- презентация промежуточных и итоговых продуктов проекта на федеральных профессиональных электронных площадках и в профессиональных сообществах.
5. Изменения в МСО, ожидаемые от реализации проекта: разработан и апробирован механизм формирования и функционирования психолого-педагогических классов, позволяющий осуществить профессиональное самоопределение школьников на педагогическую профессию.
6. Описание ресурсного обеспечения проекта (кадровое, нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение проекта)
Кадровое:
- ведущие преподаватели и специалисты психолого-педагогического и гуманитарного профилей образовательных организаций участников проекта;
- преподаватели и сотрудники ФГБОУ ВО ЯГПУ им.К.Д.Ушинского.
Нормативно-правовое:
- Федеральные государственные образовательные стандарта общего образования;
- Основные образовательные программы общеобразовательных организаций участников проекта;
- Концепция деятельности психолого-педагогических классов в Российской Федерации.
Материально-техническое:
- помещения и оборудование образовательных организаций участников проекта;
- лаборатории, лектории и оборудование Технопаркам универсальных педагогических компетенций ЯГПУ им.К.Д.Ушинского;
- помещения и оборудование образовательных организаций дошкольного и общего, организаций отдыха и оздоровления детей, выступающих площадками для организации профессиональных проб учащихся педагогических классов (в соответствие с договорами/соглашениями).
7. Описание ожидаемых инновационных продуктов:
• комплект локальных актов и распорядительных документов, регламентирующий процесс формирования и функционирования психолого-педагогических классов;
• варианты учебных планов психолого-педагогических классов с учетом кадровых, финансово-экономических, информационных и иных ресурсов образовательных организаций, на базе которых создаются классы;
• варианты индивидуальных учебных планов учащихся психолого-педагогических классов;
• описание процедур зачёта образовательных результатов освоения учащимися психолого-педагогических классов образовательных программ иных видов и уровней образования, в том числе образовательных программ, реализованных в сетевой форме с участием педагогического вуза.
8. Возможные риски при реализации проекта и предложения организации-соискателя по способам их преодоления:
• отсутствие интереса школьников к обучению в психолого-педагогических классах может компенсироваться посредством организации профориентационных мероприятий для школьников;
• недостаток кадровых ресурсов для организации образовательного процесса психолого-педагогических классов может компенсироваться за счёт привлечения к реализации профильных образовательных курсов преподавателей и сотрудников ЯГПУ им.К.Д.Ушинского;
- недостаток площадок для организации профессиональных проб учащихся психолого-педагогических классов будет компенсировать через перекрёстную организацию проб на базе учреждений участников проекта.
9. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в МСО: результаты являются отчуждаемыми, продукты проекта могут быть использованы общеобразовательными организациями, заинтересованными в создании психолого-педагогических классов.